За далью даль

Майкл СТЕПЛЕР

Мотоцикл  делает из человека мужчину. Аксиома. А мужчина, априори не может сладко спать у телевизора, иначе он не мужчина. Мужчина – тот, кто «несмотря ни на что» и «невзирая на» движется к своей цели. А цель любой человеческой жизни – это познание мира, и познание – через этот мир – себя.

Это не притча, это – правдивая история: один дед собрался помирать, и перед смертью позвал всю родню, чтобы каждому сказать хоть слово. Так вот, супружеской паре, которая путешествовала на мотоциклах, сказал так: «Ездили и ездите. Это – самое важное, потому что в поездках вы приобретаете то, что сможете взять с собой ТУДА... Остальное не так уж и важно...»

И поэтому байкер – не байкер и не мотоциклист, если в с первой весенней капелью у него не начинает саднить где-то под ложечкой и желание дороги не становится таким сильным, что больше не можешь ни есть, ни спать, пока не оседлаешь верного конягу, да не отмотаешь на нем не одну тысячу верст. О том, как подготовится к дальней (или не очень дальней) поездке и куда, собственно говоря, можно поехать, мы сегодня и поговорим.

Мотоцикл

На каком мотоцикле надо ехать в поездку? Парадокс, но, несмотря на отвратительное качество наших дорог, большинство предпочитает стиль комфорту, и путешествует на чопперах, турерах и даже спортбайках. Это оправдано, если вы не собираетесь совершать радиальные маршруты от шоссе или сайгачить по пампасам. Однако намного комфортнее путешествовать на эндуро. При этом, как правило, мотоциклисту необходимо соблюсти компромисс между ходовыми качествами мотоцикла по шоссе и его проходимостью по грязи. То есть мотоцикл должен сочетать несочетаемое – комфорт, мощность, небольшую массу и проходимость.

KTM 950 Adventure. Мощный, скоростной, прекрасно сбалансированный мотоцикл с ярко выраженными спортивными характеристиками. Объем бака – 22 литра. Ход подвесок -  230-265 мм. Мощность – 98 л при 8000 об/мин. Все хорошо в этом мотоцикле, кроме одного – сухая масса KTM 950 Adventure 203 кг! Прибавьте багаж и вес рабочих жидкостей, и становится понятно, что не каждый сможет тягать такой мотик по грязи. Стоит обратить внимание на 600-кубовую версию KTM  Adventure.  Тут два варианта: KTM Adventure 640R и KTM Adventure 640LC. Разница  в комплектации. Сухая масса 154 кг, объем бака - 28 литров, пробег без дозаправки - 530 км. На моделях после 2003 г.в. устанавливается система зажигания CDI с возможностью отключения для работы на низкооктановом топливе.

Honda XR750 Africa Twin. Двигатель 742 куб. см, сухая масса – 208 кг., емкость бака 23 литра, пробег без дозаправки – 415 км. Надежный, мощный V-твин. Живуч в авариях. Хорош для асфальта и несложных грунтовок.

Yamaha XTZ 600 Tenere – редкая гостья в наших краях. Славятся модели до 1993 года выпуска. Неприхотливый, живучий мотик с воздушным охлаждением и одним цилиндром. Мощность – 42  л. с. Сухая масса -156 кг, максимальный пробег – 460 км, объем бака – 25 литров. Более мощный 750-кубовый вариант более красив, зато и слишком тяжел для бездорожья.

Yamaha XT600весит немного -156 кг. Это более компактный мотоцикл. Подойдет для невысоких водителей. Объем бака невелик – всего 14 литров. Пробег без дозапарвки – около 280-ти километров.

Kawasaki KLR650. Двигатель - 651 куб.см., масса  154 кг., бак– 23 литра, пробег без дозаправки – 460 км.

Honda XR650L. Двигатель 644 куб.см., масса 147 кг, объем бака – 10, 6 л. Пробег без дозаправки – 201 км.

Сразу же у многих не очень денежных мотоциклистов возникает вопрос – а обязательно ли для путешествия нужен кубатурный мотоцикл? Можно ли путешествовать на мотоцикле в 400 или в 250 кубов? Можно! Знаю японца, который на 350-кубовом Сузуки объехал полмира, знаю немца, который на 250-кубовой Хонде доехал до Магадана. Другое дело, что комфорт на этих мотоциклах невелик, а максимальная скорость на автобанах небольшая. Практически невозможно ездить вдвоем – мотоцикл не вытягивает. Однако, например,  250-кубовый эндуро незаменим в горной местности и при езде по бездорожью. А 400-кубовая версия Yamaha XT Artеsia все же легче, чем та же Tenere.Еще один вопрос, который часто задают – у меня небольшой рост, а эндуро – такие большие и высокие. Что выбрать? Отвечу: рост здесь не важен. Вы должны хотя бы носками доставать до земли – этого достаточно. Кроме этого мотоцикл под тяжестью седока значительно проседает.

Подготовка техники

Степень подготовки мотоцикла часто зависит не столько от возможности, сколько от авантюризма мототуриста. Знаю человека, который проехал от Новосибирска до Владивостока с дырой в задней резине, и ничего – доехал. Знаю пацанов, которые летали до Томска и Новосиба на совершенно лысой резине. И тоже доехали.  Но все же думаю, что в первом случае это была осознанная необходимость – мотопробег был организован заводом-изготовителем, и тратить деньги на резину для фактически чужого мотоцикла  мототурист не  хотел, а второе было вынужденным – по безденежью и  отсутствию нужной резины  в Иркутске. И, если вы не хотите стоять посреди полей и отчаянно голосовать равнодушным автомобилистам, мотоцикл надо подготовить. Особенно, если путешествие будет длительным. Надо промыть карбюраторы, поставить новые свечи, заменить масло и антифриз, залить новую тормозную жидкость и прокачать тормоза. Обратите внимание на изношенность цепи и звездочек, возможно, нужно заменить весь комплект. Обратите внимание на изношенность тормозных колодок. Наверняка есть смысл установить топливный фильтр – он поможет уберечь карбюраторы в том случае, если в бак попадет некачественное топливо. Однако фильтр должен быть с минимальным сопротивлением – ведь бензин поступает в бак самотеком. Устанавливая его, обратите внимание на маркировку движения топлива на фильтре. В противном случае, бензин просто перестанет поступать в карбюраторы.

Фильтр может уберечь  карбюраторы от мусора, но он же может сыграть злую шутку в жару – в фильтре может образоваться пробка из испарений бензина. Топливо перестает поступать, мотоцикл глохнет. После того, как двигатель немного остынет, мотоцикл снова легко запускается, и снова глохнет после того, как топливо в фильтре начинает испаряться от жары.

Искать необходимые запчасти в дороге в чужих городах сложно. В мотосалонах расходники в наличии бывают только на распространенные марки. Что можно найти сходу? Сальники на вилку, возможно, тормозные колодки. Резину. Остальное надо заказывать. Сроки заказа могут колебаться от трех недель до полутора месяцев. Значит, лучше обо всем  позаботиться заранее.

У многих  любителей off-road возникает вопрос – стоит ли брать с собой резину повышенной проходимости, если до off-road нужно долго ехать по асфальту? Нет ли каких-нибудь универсальных шин? Шины есть, среди тех, что отлично держат и на асфальте и на грязи, можно назвать Enduro 3 Sahara Metzeler или Bridgestone TW301-302. Но: они настолько быстро стираются об асфальт при агрессивной манере езды, что через четыре тысячи километров вы поймете, что мотоцикл надо бы переобуть. Значит, все же придется обуть аппарат в шины? более приспособленные к асфальту, например Sirac Michelin, а перед бездорожьем надеть что-нибудь «зубастое».

Возьми меня с собой

Что брать с собой в дорогу, а что может оказаться ненужным балластом? Если вы едете на японском или европейском мотоцикле, взять с собой нужно немногое. Аптечку для шин, насос, запасные свечи и свечной ключ, пассатижи, отвертку (обычную и крестовую), набор торцевых ключей и пару рожковых. Перед поездкой осмотрите мотоцикл и берите только те ключи, которые подходят под крепеж. На всякий случай можно взять с собой монтажки и герметик. Если мотоцикл чуть подъедает масло, возьмите с собой необходимое количество для доливки. Масло для мотоциклов можно купить только в крупных городах России, таких как Красноярск, Новосибирск, Омск, в городах поменьше масла может не оказаться. Обязательно купите баллончик для смазки цепи.

Даже если вы решили, что будете ночевать только в кепмингах, возьмите с собой палатку, коврик и спальник – случай, как известно, может быть всяким. На какой палатке остановить выбор? Хорошо будет, если у палатки будут проклеены швы, а пол окажется непромокаемым. Однако увлекаться не стоит – палатка должна хорошо вентилироваться, иначе вы можете обнаружить, что, несмотря на отсутствие дождя, палатка с внутренней стороны мокрая – от конденсата. Очень удобно, если палатка оборудована тамбуром – есть куда сложить вещи, особенно во время дождя – не будешь же затаскивать в сухое нутро палатки мокрые дождевики или грязные мотоботы. Не обременит вас и маленький примус типа «Шмель» или «Турист» - он может выручить в чрезвычайной ситуации. Надо помнить, что большинство наших примусов работает на 80-м бензине. Так что придется взять с собой канистру с топливом для примуса. Или возьмите с собой туристическую газовую горелку. Весьма облегчает жизнь  кусок гофрированной фольги – он поможет заслонить пламя от сильного ветра. Не забудьте несессер, необходимый набор посуды и хоть какой-то минимальный продуктовый запас. Каждый уважающий себя байкер берет с собой заветную фляжечку – кто с коньяком, кто с водкой, кто с перцовкой – поможет согреться и расслабиться на привале, а также предотвратит отравление.

Кроме этого, нужно обязательно взять с собой репеллент от комаров и клещей.

Раньше каждый уважающий себя автомобилист не выезжал из гаража без мотка проволоки. Проволока нам не нужна, а вот веревочки-вязочки и жгуты в дороге всегда пригодятся: и бельишко на дневке высушить, и палатку во время сильного ветра укрепить, и что-нибудь привязать поверх всех сумок.

Независимо от погоды, обязательно возьмите с собой спальный комплект одежды.

Экипировка

Самым удобным для путешествий являются куртки-эндуро с защитными вставками – они легко стираются, теплую подстежку можно отстегнуть, а вставки-щитки уберегут от травм. Также можно купить и специальные штаны с защитой. На ноги в обязательном порядке – мотоботы. Не нужно увлекаться – чем выше на мотоботах защита, тем меньше они приспособлены для ходьбы. Так что надо обратить внимание не только на защиту ботинок, но и на удобство. Не последняя вещь – это подкладка из гортекса. Такие мотоботы практически не промокают в дождь. Если нет гортекса, значит, необходимо купить специальные бахилки на случай дождя.

Какие фирмы предпочесть? Иркутские мотосалоны разнообразием не балуют – приходится покупать то, что есть в наличии. Заказывать экипировку по каталогам не рекомендую – вещи нужно мерить! Если же вам удастся «вырваться на свободу» и походить, например, по московским салонам, рекомендую обратить внимание на следующие фирмы: мотокрутки и штаны – Alpinestar, Daines, мотоботы - Oxtar, Alpinestar. Перчатки каждый выбирает, сообразуясь с толщиной кошелька, однако лучше, если вставки будут из карбона.  Не последнее дело – шлем. Самые известные фирмы – это Shoei, Arai, Shark, Nolan, AGV (итальянская фирма, не путать с совместным предприятием в Белоруссии). Более бюджетные варианты  - финский Uvex (фирма также шьет и экипровку) и, например, итальянский Aeroh. Я совсем не рекомендовал бы заказывать шлемы по каталогу. Их тоже надо мерить. Из двадцати шлемов мне, например, подошел только один!

Кроме шлема вам понадобится два подшлемника - летний (легкий) и штормовой (непромокаемый), который закрывает шею и грудь.

Термобелье вещь практичная - спасает. Но не панацея. Точно так же, а может, еще более эффективно от холода спасет шерстяной свитер и трико. А вот дорогие термоноски хорошей фирмы в далеком путешествии себя оправдают – удобно, практично и тепло.

Дождевик. В путешествие нужно брать с собой проверенный дождевик. Дело в том, эти изделия  частенько начинают промокать уже в дороге – из-за активного движения мотоциклиста проклеенные швы становятся негерметичными. Обнаружить это в домашних условиях сложно, а на скорости вода начинает просачиваться даже в микроскопические дефекты костюма.

Что удобнее – комбинезон или куртка со штанами? Если пижонить – то комбинезон, а с практической точки зрения, конечно же, намного удобнее куртка и штаны. Иногда дождь идет сутками, а мотоциклист – существо живое, и в туалет ему тоже иногда надо.

Куда все складывать?

Есть четыре варианта. Первый: оборудовать мотоцикл алюминиевыми ящиками. Это удобно – можно закрывать их на замок и не нужно снимать с мотоцикла на привале. Однако под ящики необходимо варить рамку для их установки. Рамку надо крепить к раме мотоцикла. Это создает дополнительную нагрузку на мотоцикл и утяжеляет его. Ящики помогут вам в том случае, если мотоцикл упал – он ляжет на ящик, и вам будет легче его поднять. Однако при аварии ящики могут сослужить плохую службу – острые углы могут поранить мотоциклиста.

Второй вариант: заказать сумки по каталогу. Сумки можно купить седельные (перекидные), дополнительные и на бак. Беда в том, что они, как правило, слишком малы, и приходится себя ограничивать в багаже.

Вариант третий – заказать кофры. Они довольно легки, запираются на ключик. Но кофры дороги, к тому же они должны подходить именно к вашей модели мотоцикла. Стоит обратить внимание на этот вариант, если вы не собираетесь лезть в грязь, и будете ездить только по асфальту.

Еще один вариант: - велосипедные сумки. Ну, собственно, сама сумка берется за основу. В любой фирме, которая изготавливает снаряжение для туристов, вам недорого – за 2000 – 3000 рублей сошьют сумку из кордура под ваш мотоцикл по вашим размерам. Недостаток один – сумку приходится снимать на ночевку и  затаскивать в палатку. Плюсы – Вам сошьют то, что нужно именно вам с определенным количеством карманов, замков и прочего.

А едем-то куда?

А это вопрос всех вопросов. Направлений, куда можно направить свои колеса не так-то уж и много. На восток или на запад. На востоке у нас – Байкал, Бурятия, Монголия, Чита и Владивосток.

Байкал. Иркутяне активно покоряют Байкал. Походы выходного дня собирают до 20-ти мотоциклистов. Как примкнуть к компании? Координатором поездок является Николай Голованов, с которым можно связаться по тел.: 8-902-51-222-39. Ребята ездят на Олхинское плато, к Маритую, к Большому Лугу, на Ольхон, в Бугульдейку. Требование к попутчику одно – чувство юмора. Уже много лет  то энудристы, то джипперы обещают повторить маршрут ангарчан вокруг Байкала (лето 2002 года). Но дальше слов пока дело не идет. Кто знает, быть может, именно вы сумеете объехать вокруг озера по маршруту Ангарск – Улан-Удэ- Курумкан – Новый Уоян – Северобайкальск – Братск – Ангарск?

Иркутяне активно покоряют Бурятию – здесь интересные маршруты ждут в Тункинской долине и на Окинском плато. В последнем случае необходимо оформить допуск в пограничную зону. Маршрута здесь два – на озеро Ильчир, из которого вытекает Черный Иркут, и за Орлик. Чтобы знать, куда едете, можно подробно изучить справочники «Автомаркета». Здесь можно по реке Сенцы уйти на реку Хайтагол на минеральные источники. Откуда можно совершить пешие маршруты на вулкан, а можно сразу от Орлика уехать до водопадов реки Жом-Болок.

Иркутяне уже доезжали и до Владивостока. Это влечет многих – доехать до океана. Дорога трудна – потому что после Читы идет гравийка, съездов с которой практически нет, а ночевать нужно только в кемпингах. Движение осложняется тем, что сумасшедшие перегонщики из Владивостока едут сразу по двум полосам – по своей и по встречной. Это не пугает мотоциклистов. Байкеры едут на фестиваль «Лицом к океану», который уже традиционно бывает в августе.

Монголия. До сих пор иркутские байкеры ездили и ездят по асфальту до исторических мест. Есть смельчаки, которые покоряли Хубсугул, однако до сих пор никто еще не пересек Монголию из края в край. Надеюсь, вы будете первым. Новосибирцы, вон, каждый год туда ездят. И каждый год счастливы, как дети.

Запад. Более обжитый россиянами запад манит многих. Наши земляки уже добирались и до Малого Ярославца, и до Москвы, и до финской границы. Но давайте по порядку.

Хакасия: лучший маршрут – это кольцо Красноярск – Абакан – Кызыл - Ак Довурак – Абаза – Абакан - Красноярск. Обязательно побывайте на соленых озерах – Шира, Беле и Туз. В Шире можете доехать до Туима и посмотреть на девятое чудо света – Туимский провал. В селе раньше был Туимлаг. Так что если любите историю – вам сюда. Можно заехать в Саяногорск и полюбоваться 272-метровой Саяно-Шушенской ГЭС. Обязательно проедьте через Шушенское. Я сейчас не о музее, ну их, этих вождей пролетариата! – я о дороге – места здесь чудесные. Все путешествие может занять 10-14 дней.

Алтай. Каждый уважающий себя байкер должен хоть раз в жизни проехать по трассе М52 до монгольской границы. Население не особо гостеприимное, зато таких красот и чудес больше нет нигде. Алтай начинается после перевала Чике-Таман. До этого – курортная зона, и смотреть особо не на что. Возле Ташанты – пограничный переход в Монголию. Здесь много любителей off-road. Сюда едут джипперы и эндуристы со всего мира. Очень удобно пересечь Монголию и вернуться в Россию в Наушках.

Если вы ничего не имеете против «матрасников», на Алтае также можно посетить озеро

 Телецкое, озеро Аю и Чемал. Еще одна достопримечательность Алтая – это озеро Колывань возле деревни Курья. Здесь степи. Озеро славиться водяными орехами – чилимами.

Далее вас может ограничить только ваша фантазия и деньги. Питер и Москва, Астрахань и Черное море, Африка и Европа. Многие увозят свои мотоциклы на запад в багажных вагонах и самолетами – это позволяет сэкономить время.

Безопасность

Нет такого байкерского форума, где не обсуждалась бы безопасность поездок. На мой взгляд, опасность нападения местных чаще всего преувеличена. За все 15 лет, в течение которых путешествия мотоциклистов в России процветают, был убит только один парень. Он путешествовал один, и его застрелили в палатке и забрали мотоцикл. Было это на Урале. Иногда мотоциклы просто угоняют.

Если не пить с местным населением и не вставать на ночевку рядом с деревней – ничего с вами не произойдет. Гораздо больше шансов попасть в аварию в самом Иркутске. Меры предосторожности не помешают в любом случае. Съезжать с дороги лучше так, чтобы этого никто не видел, и разбивать лагерь - так, чтобы с дороги вас не было видно. Ну, и не ругаться со всеми участниками движения на дороге.

Надо ли возить с собой оружие? Один знакомый байкер, офицер ФСБ говорит, что нужно: «Я езжу и ничего не боюсь! Заехал в лесополосу, кинул от аккумулятора фонарь на дерево, развел костер! И плевать, что меня видно. Ну, увидели один раз милиционеры, приехали, проверили документы и уехали».

Я – не офицер ФСБ, и связываться с деревенской милицией не рекомендую. Даже если у вас есть ружье! Тем более, если у вас есть ружье. Милиционеры вечером в выходные вдалеке от городов могут оказаться нетрезвыми, и тогда неизвестно чем закончится встреча. В общем, лучше вести себя адекватно, не лезть на рожон и соблюдать элементарные правила осторожности. А винтовку М-16, мачете, биту и «Осу» оставьте дома. Выигранный конфликт – это тот, который так и не успел возникнуть. Полагайтесь на сообразительность, а не на силу. Доверяйте своей интуиции. Если место: кафе, кемпинг, село, город кажутся вам подозрительными – уезжайте оттуда.

По возможности не ездите ночью, особенно по незнакомой дороге.

Ценные вещи, документы и деньги всегда носите при себе, не доставайте большое количество денег в людных местах, не привлекайте к себе внимания. Не возите с собой много наличных. Лучше снять деньги в банкомате в крупном городе или обналичить чеки. Обязательно возьмите с собой телефон с подключенным роумингом.

Заправляйтесь только на фирменных АЗС.

Перед поездкой обязательно скачайте в интернете хэлп-лист c номерами телефонов и адресами байкеров, байк-клубов и мастерских, которые всегда придут к вам на помощь. Например, такой лист можно скачать с владивостокского форума Синуса.

Маршрутная книжка

Не раз и не два я слышал от знакомых мотоциклистов вопрос: а как можно оформить маршрутную книжку? И в самом деле, маршрутная книжка – это тот документ, по которому вас всегда могут найти спасатели, если с вами что-то случиться на маршруте. Никто и никогда в репортажах с места событий не говорит о том, что спасатели от спасенных могут потребовать оплаты счета за вертолет или за потраченный бензин. Организованные группы, по идее, должны спасать на бюджетной основе. Ну, а кроме того, многих привлекают регалии. Сказать при случае: «Я – мастер спорта по мототуризму» - это круто.

Маршрутную книжку оформить в Иркутске невозможно – у нас нет маршрутно-квалификационной комиссии по мототуризму. В лучшем случае, вам выдадут книжку и будут считать вас «условно выпущенными» на маршрут. Если все сложиться удачно, вы будете одобрены МКК. Если нет – они могут без зазрения совести сказать, что ничего не знают о вас. В худшем случае – с вами и разговаривать не будут. Выход из ситуации есть. Покупаете маршрутку в здешней МКК (и я имею в виду покупку самой книжки - бланка), заполняете её и высылаете в Новосибирск в МКК автомотоклуба «Сибирь» по адресу: 630112, Новосибирск, а/я 12 Киселеву Виктору Романовичу или Киселеву Анатолию Романовичу. Маршрутка высылается в двух экземплярах. Если ваш маршрут одобрен, вас регистрируют и одну маршрутку высылают вам обратно. С ней вы едете в поход и официально регистрируетесь у спасателей МЧС. На контрольных точках вы должны проставить в маршрутной книжке отметки – у спасателей, в органах местного самоуправления. На худой конец, печать могут шлепнуть и на АЗС, и в магазине. Подтверждаете прохождение маршрута фотографиями. После завершения пишете отчет, прикладываете книжку и фотографии и отправляете в МКК. Ждете подтверждения регистрации маршрута и присвоения самого первого – третьего разряда по мототуризму. И все? И все!

Удачи на дорогах!

 

 

Используются технологии uCoz